Письма Росприроднадзора Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие, к объектам IV категории

Все новости
14.09.2017

Письма Росприроднадзора от 26.04.2017 г. N АС-09-01-36/8824 "Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие, к объектам IV категории" и Минприроды России от 25.01.2017 г. N 12-44/2231 "О направлении позиции".

  Стоит отметить, что абзац 1 ч. 1 ст. 16.1 Закона 7-ФЗ исключает из числа лиц, обязанных вносить платы за негативное воздействие на окружающую среду, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
 
   Вышло Письмо № АС-06-02-36/3591 от 21.02.2017 г «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», которое подчеркивает, что IV категория не вносит плату за негативное воздействие. 
Однако всю другую документацию подавать в контролирующие органы необходимо.
 
   Есть одна абсурдная ситуация по поводу программы производственного экологического контроля: она для IV категории не требуется. Но! При подачи заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на государственный учет ПРОСТО необходимо предоставить сведения о программе. Были случаи отказов как раз по этому поводу. 
Для предприятий важно доказать, что категория их объекта (предприятия) IV-ая. Именно доказать! Потому что на практике получается так, что контролирующий орган не стремится к тому, чтобы предприятию присвоили IV категорию. Цепляются на всякое, например, наличие очистных сооружений не дает право предприятию быть обладателем именно этой категории. В Москве у меня получилось получить свидетельство о присвоении IV-ой категории и оно выглядит так:

Существуют важные определения для раскрытия данной темы, которые стоит напомнить. Согласно внесенным изменениям в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333_33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации:

«Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:

I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности".

Согласно Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ:

гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;

Согласно Методическим указаниям по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров, утвержденным Приказом Госкомэкологии России от 08.04.98 N 199:
Ориентировочно безопасный уровень воздействия загрязняющего атмосферу вещества (ОБУВ) – это временный гигиенический норматив для загрязняющего атмосферу вещества, устанавливаемый расчетным методом для целей проектирования промышленных объектов.


Согласно пункту «а» критериев 6 отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее Постановление 1029) одним из критериев отнесения к IV категории является:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

Письмо от 26 апреля 2017 года N АС-09-01-36/8824 направляет природопользователей на другие уточняющие документы: «Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет* для учета в работе позицию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по вопросу применения подпункта "а" пункта 6 критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029, в части определения класса опасности загрязняющих веществ в составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
Поэтому стоит разобраться: что же это за позиция. Разъяснение позиции есть в Письме от 25 января 2017 года N 12-44/2231 «о направлении позиции». Это письмо и является главным. Оно напоминает нам о вышесказанном пункте «а» критериев 6 отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029.
А также сказано, что «в целях определения класса опасности загрязняющих веществ для применения указанного подпункта пункта 6 Критериев полагаем целесообразным использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, предусматривающие классы опасности для загрязняющих веществ, в том числе, "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" ГН 2.1.6.1338-03", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 N 114».
Очень важно почеркнуть, что классы опасности в данном документе не определены, поэтому данный документ в этом вопросе не информативен. Этот документ состоит из таблицы со следующими столбцами: название, N CAS (уникальный численный идентификатор химических соединений, полимеров, биологических последовательностей нуклеотидов или аминокислот, смесей и сплавов, внесённых в реестр Chemical Abstracts Service)1, формулы, величины предельно-допустимой концентрации (ПДК);
Давайте зацепимся за слова «целесообразным использовать гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха» и по логике не обязательно этим документом может быть "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" ГН 2.1.6.1338-03", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 N 114».
Относительно недавно был определен перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны атмосферного воздуха. Он утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р на основании п.2 ст.4.2 Закона. В данном перечне отсутствует разделение загрязняющих веществ на классы опасности. 



Появление данного документа «ожидала» Статья 4.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция):

1. Загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются:
с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;
с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;
при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
В этом перечне они объединены в группы: для водных объектов, для атмосферного воздуха, предельные углеводороды, непредельные углеводороды, для почв и другие. Это группы не объединяют вещества по степень загрязнения атмосферы, по степени токсичности. Поэтому где же брать классы опасности – вопрос насущный вдвойне!
Вредные вещества помимо утвержденного перечня, загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды есть в «Кодах и перечнях веществ, загрязняющих атмосферный воздух», разработанного научно-исследовательским институтом охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера). В этом документы также указан класс опасности веществ, однако для веществ, имеющих ориентировочно безопасный уровень воздействия загрязняющего атмосферу вещества (ОБУВ), класс опасности отсутствует.
Поэтому можно использовать данный документ для определения классов опасности. 

Вывод: с моей точки зрения особый изменений нет с выходом этого письма.